Постановка звуков

Правильное произношение и хорошо развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими, заводить друзей и легко взаимодействовать со взрослыми. А дефекты речи часто становятся причиной насмешек, которые порождают массу комплексов. Ребенок стесняется выступать на утренниках в детском саду, избегает сверстников и замыкается в себе. К школе в его багаже уже есть пышный букет негативных психокомплексов, которые мешают общаться и часто делают изгоем. Поэтому работа над постановкой и автоматизацией звуков является обязательным этапом психофизического развития.

Уровни дефектов речи по количеству звуков

Нарушения звукопроизношения принято делить на уровни по количеству дефектных звуков. Эта условная группировка дефектов речи выглядит следующим образом:

  1. Полное неумение правильно произносить один или несколько звуков.
  2. Звук правильно произносится изолированно или простом сочетании в слоге и слове, но искажается в речи.
  3. Звуки правильно произносятся по отдельности, но при их сочетании искажаются.

Такой упрощенный подход к дифференцированию дефектов речи поможет родителям понять суть проблемы и правильно выбрать детский сад для ребенка или найти логопеда.

Сколько времени нужно для постановки и автоматизации звуков?

Родителей интересует, как быстро можно решить проблему. Это зависит от причин дефектов речи, их степени и выраженности, индивидуальных особенностей ребенка и благоприятности окружающей среды. В некоторых случаях достаточно посетить 1-3 консультации логопеда, в других – приходится серьезно работать в течение месяцев или нескольких лет.

Этапы логопедических занятий

Логопедическая работа по постановке и автоматизации звуков состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. Подготовка
    Если у ребенка есть дефекты развития органов артикуляционного аппарата, то нужно будет сначала устранить их хирургическим путем. Если физиологических пороков нет, то можно сразу начать с игр и упражнений для развития фонематического восприятия и слухового внимания, зарядки для артикуляционного аппарата.
  2. Постановка и автоматизация звуков
    Это основной этап, в процессе которого малыш учится с логопедом сначала произносить один звук, потом сочетать его с другими, использовать в словах. После этого нужно выработать привычку, то есть автоматизм. Иначе велик риск того, что ребенок будет и дальше «по памяти» произносить звуки неправильно, как он делал это ранее.
  3. Уроки коммуникации
    На третьем этапе начинается работа над введением звуков в ситуативную речь. Здесь большим подспорьем будет детский сад, в котором есть логопед. Специалист занимается с малышами индивидуально и в группе, то есть в непосредственной обстановке, когда дети расслаблены и не концентрируются на работе над речью.

Вместе с мамой

Что делать, если ближайший детский сад, в котором есть логопед, находится очень далеко, и вы не можете его посещать? В этом случае придется заниматься с ребенком самостоятельно. Вам нужно определить источник проблемы и после этого выбрать методику.

Например, у ребенка могут возникать сложности с произношением свистящих [c] и [з] из-за неправильной формы языка без серединной ложбинки (особенно часто встречается у любителей пустышек), недостаточно развитых мышц боковых краешков языка, чрезмерного напряжения языковых мышц, прижимания нижней губы к верхним зубам и др.

После «нахождения виновника» нужно будет подобрать упражнения и начать заниматься. Наберитесь терпения – вам придется трудиться месяц и более. В детском саду ребенок учится быстрее, но если нет такой возможности, то нужно будет как следует постараться.