"Запуск" речи у неговорящих

В рамках речевого развития первые слова - важный этап формирования речи и развития ребенка. Порой случается так, что начало общения с окружающими дается ребёнку с трудом. Он старается различными методами донести свои мысли до окружающих: издает звуки, пытается выразиться словами или жестами. Но когда по нормам развития ребенок должен говорить словами и фразами, эти альтернативные методы общения являются признаками отставания в речевом развитии.

В первую очередь, они говорят о необходимости уделить внимание речевому развитию. К распространенным признакам задержки развития речи относится: дефицит первых слов к 2 годам (менее 10 слов); понимание своего ребёнка только родителями (при его попытках объяснить что-то); ребёнком воспроизводятся звукосочетания при обозначении им предметов, потребностей и просьб (би-би, ля-ля и другие); при донесении своей мысли ребёнок использует в основном жесты, нежели слова. Когда ребенку исполняется 2-2,5 года: словарный запас менее 20 слов; неумение из двух-трех слов составить фразу (самостоятельно); не понимание названий частей тела, предметов и др.

К 3-м годам родители замечают: отставание связной речи во времени у своего ребёнка в сравнении со сверстниками; неспособность самостоятельно составить предложение; непонимание ребёнком несложных рассказов со стороны взрослых; слишком быстрая речь, «проглатывание» окончания или растягивание слов. У детей 4-5 лет присутствует: нарушение звукопроизношения, нарушение фонетики, лексики и грамматики. При проявлении этих признаков рекомендуется обратиться к логопеду.

Специалист проведет диагностику, выяснит уровень речевого развития и возможные причины отставания. Чтобы ребенок заговорил, часто не хватает импульса. Нужным «толчком» в данном случае может стать один или комплекс методов.