"Могу ли я сама определить, нужен ли логопед моему ребенку?"

"Могу ли я сама определить, нужен ли логопед моему ребенку?" - такой вопрос часто задают   мамы.  По сути, ответ простой: "Да, можете, только нужно знать немного теории."  Итак, эту теорию запомнить несложно. 
Первое, нам нужно понять, кто же такой логопед и зачем к нему обращаются? 
 Логопед - это специалист, который помогает правильно произносить звуки. Это известно всем! Но, многие забывают о том, что не только отсутствие звуков - повод пойти к логопеду.  А теперь подробно, когда же идти к логопеду? 
У малыша в раннем возрасте (до года) отсутствует гуление и лепет (например, «ааа», «гыгы», «агу», «агэ», затем повторяющихся слогов «мама», «тата», «баба», «дада» и т.д.). Обязательно в год нужно проконсультироваться с неврологом, неонатологом и логопедом. 

С года отсутствие осознанных слов, зрительного контакта, указательного жеста.  Не идет на контакт. Не повторяет движения взрослых, не выполняет просьбы. 
В 2 года очень мало слов, нет фраз, или ребенок совсем не говорит. 
Малыш не произносит простые звуки или заменяет их другими (Например, «К» заменяет на «Т», «Н» заменяет на «М»).  Слабые пальцы рук. Вместо речи лишь мычание и непонятные слоги. Неумение общаться со взрослыми короткими фразами. 
Ребенок до 3-х лет разговаривает на «своём» языке, причем достаточно активно, а понятных и простых слов почти нет. Ребенок понимает обращенную речь, а говорить отказывается. В 3 года речь Вашего малыша значительно отличается от сверстников: 

- перестановка звуков/слогов в слове (собака - басака, помидор - мапидор)

- замена звуков/слогов (рамка - ламка, кабачок - табачок, компот - канпот)

- пропуск звуков/слогов в словах (машина - ашина, банка - бака, снеговик - еговик)

-неумение согласовывать слова друг с другом (белый кошка, два ноги, много ухов)

-сложности в построении предложений (Я сел диванчик. Мама купит много конфетку. Я иду дороге.)

-неумение запомнить рассказ и пересказать

- сложности с запоминанием стихов 

- проблемы с мелкой моторикой

- неумение запомнить ряд картинок, найти отличия, закономерности, пройти лабиринт и т.д.

- незнание лексических тем (обобщающие понятия: посуда, овощи, фрукты и т.д.) 

- маленький словарный запас.

В 4-5 лет речь ребенка нечеткая, смазанная, невнятная, отсутствуют многие звуки. 
После 4-5 лет большинство звуков произносит мягко: «сяпка», «Саща», «теловек», «бабатька» и т.д.

Старше 6-ти лет не выговаривает правильно какие-либо звуки. / В этом возрасте проблем с речью быть вообще не должно/. Говорит с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается. После 6 -ти лет затрудняется ответить на вопрос, плохо учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги. Во 2 – 3 классе проблемы с письмом.

Если у Вашего ребенка есть трудности в каком-либо пункте, то смело можно идти к логопеду на консультацию! Это точно не навредит.  Один поход к логопеду может изменить все будущее Вашего ребенка. Всего одна консультация уже может помочь. Конечно, все индивидуально, но стоит прислушиваться к ребенку и не упускать драгоценное время!

"Да подожди ты!!! Заговорит!!!" - говорят знакомые... "Ты поздно начала/начал...и ребенок также..." - твердят бабушки... "Ждите пяти лет..." - говорят многие неврологи, педиатры, логопеды... И что? Что мы получаем? Очень много неговорящих детей...  
Итак, чем раньше Вы обратитесь к логопеду, тем больше вероятность исправить речь в короткие сроки.

Например, фонематический слух легче исправить до 5-6 лет. Т.к. зона, отвечающая за восприятие человеческих звуков формируется именно до этого возраста. Также, речь у малыша должна быть развитой еще в 3-4 года. Поэтому, никаких пяти лет. 
Желательно, чтобы каждая мама проходила с ребенком профилактический осмотр у логопеда каждый год, начиная с 1-2 года. Чем раньше вы обратитесь к логопеду, тем лучше будет для ребенка. Конечно, эти занятия не будут по постановке звуков. Логопед очень хорошо знает речевые нормы каждого возрастного этапа, видит сложности каждого ребенка и поможет их решить.

В какой-то области проведет своевременную профилактику, где-то не даст закрепиться вредному навыку, где-то исправит стойкое нарушение. Интересуйтесь, задавайте вопросы. Записывайте все упражнения, рекомендации, речевой материал, которые выполняет логопед с вашим ребенком, просите показать еще раз, что бы самим выполнить тоже в его отсутствие. Выполняйте домашние рекомендации специалиста.
Это даст более быстрый результат, сократит ваши расходы и поможет наладить контакт с ребенком.