Задержка речевого развития (ЗРР) -  это ВРЕМЕННОЕ отставание в развитии речи. Чаще всего этот диагноз ставят детям, не достигшим трехлетнего возраста.

В каких случаях?

Во-первых, если ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь (у него доста-точный пассивный словарь), но самостоятельной речи (активного словаря) нет во-обще.

Во-вторых, если у ребенка небольшой активный словарь (при условии, что самосто-ятельная речь появилась не так давно - не более 6 месяцев назад).

В 3 года диагноз всегда уточняется. Если речевое развитие "набрало обороты" и теперь близко к норме или не отличается от нормы, то можно подтвердить, что это было ни что иное, как ЗРР (диагноз при этом снимается). Но коварство данного ди-агноза заключается не только в кажущейся родителям и специалистам (педиатрам, неврологам, воспитателям) легкости состояния речевого развития ребенка и надежде, что "само пройдет", но и в том, что под маской ЗРР могут скрываться и более серьезные диагнозы: алалия, общее недоразвитие речи (ОНР), задержка психического (другими словами - интеллектуального) развития (ЗПР) и даже рас-стройства аутистического спектра (аутизм). Если в 3 года речь не появляется или развивается с серьезными отклонениями от нормы, то диагноз ЗРР заменяется од-ним из вышеуказанных.

Почему же происходит задержка речевого развития?

Выделяется 2 основные группы причин: 1. Неправильные методы воспитания в се-мье или детском саду: частые разногласия, ссоры, конфликты в присутствии ребен-ка; недостаточное внимание к ребенку со стороны взрослых (взрослые слишком заняты, и ребенок предоставлен сам себе); гиперопека (предугадывается и испол-няется любое желание ребенка); авторитарный стиль воспитания (ребенку диктуют каждый шаг, а с его мнением не считаются). В этих случаях у ребенка не формиру-ется мотивация к речевому общению: ему либо не к кому обращаться, либо неза-чем. 2. Неврологические заболевания либо недостаточность слухового и (или) зри-тельного восприятия, моторики артикуляционного аппарата (движений губ, языка, мягкого нёба и др.).

В основе успешного преодоления задержки речевого развития лежит своевремен-ная диагностика (определение текущего состояния речевого и общего развития ре-бенка, а также отставания по тем или иным направлениям развития) и вовремя начатые занятия.